Когда я изучал опыт фотографов-стробистов, работающих с портативным искусственным светом на воздухе и в помещениях, то наткнулся на такой исповедуемый ими принцип:
"Ни новая камера, ни новый объектив не дадут вам такого прироста в качестве картинки, какой дадут вам покупка и освоение искусственного света. Вы получите меньшую зависимость от исходного света на площадке и большую свободу в работе. Берите вспышки, стойки и модификаторы! Это и дешевле, и заметно эффективнее".
Не стану лукавить: эти кадры сняты на достойный длиннофокусный объектив и камеру с полнокадровой матрицей, но очевидно отличие снимка со вспышкой через зонт на отражение (1) от снимка, когда вспышка, не успев перезарядиться, не сработала (2). И да, можно и этот неудачный кадр вытянуть из Raw-а при обработке (3), но вид у него будет уже иным.
У съёмки с портативным искусственным светом, конечно, есть и издержки: в первую очередь, это некоторое снижение мобильности фотографа и удобства. Но, если обстановка, условия и задачи позволяют, то, по-моему, результат того стоит.
![Искусственный свет в фотографии: почему это важно](https://sun9-70.userapi.com/impg/fOjfbtWsjgDlSRphkm4by2DFXuS82M9AlaulZQ/uzPmW2DrPnA.jpg?size=510x340&quality=95&sign=8142ca55f4c7e652a608cb0b2b371936&c_uniq_tag=v6ZPZ9DTK4N7NDUWmcDzBrryQbDNTmx6z1qMAVsZ458&type=album)