О свете, объёме, светской хронике и о "вспышке в лоб" Многие фотографы в своей работе энергично отказывают в праве на жизнь такому приему съёмки, как подсвечивание модели прямым светом вспышки, идущим с камеры или, говоря проще, съёмке со "вспышкой в лоб". Это обычно считается признаком любительской фотографии: именно в простенькие фотоаппараты или телефоны встраивают жёстко зафиксированные вспышки, которые светят только вперёд, дают плоский свет, почти не оставляя на объекте теней, лишая его объема и привычного нам вида. Вспомним, что солнце освещает все объекты сверху или сбоку. Поэтому свет, воспринимаемый нами как наиболее привычный и красивый, это свет верхний, верхне-боковой или же просто боковой. Поэтому и в фотографии источники света обычно располагают сверху или сбоку от модели. В жизни освещение, подобное лучам от прямой вспышки, можно встретить, разве что спустившись в шахту в каске с налобным фонарём или же оказавшись ночью за рулём автомобиля с включенными фарами. Не слишком красиво, правда? Однако есть вид вполне профессиональной съёмки, в котором прием "вспышка в лоб" вполне обычен. Это съёмка селебрити, или светская хроника. Эта манера съёмки сохранилась ещё с "плёночных" времён, когда фотоматериалы были малочувствительными к свету, а объективы репортёров не всегда отличались светосилой, и в помещении требовался мощный импульс света с камеры в сторону объекта съёмки. Посмотрите, к примеру, фото The Beatles с пресс-конференций, светских приёмов или даже из студии звукозаписи. И даже теперь фото некой известной личности у пресс-волла или на "красной дорожке" со вспышкой в лоб - обычное дело. С одной стороны, работает сила привычки, и прямая вспышка может поменяться даже в портретной съёмке как стилистический прием. С другой же, есть тому и практическая причина: когда, толкаясь локтями в толпе коллег, нужно "достать" знаменитость и сделать нормально проэкспонированный кадр, а условия не позволяют отразить вспышку от потолка или стены, чтобы получить рассеянный свет, то тут не до "красивостей". Кстати, однажды я подсмотрел у одной медийной персоны любопытный прием: во время его выступления с речью в полутемном зале его ассистентка скромно стояла чуть в стороне и... подсвечивала лицо своего патрона небольшой led-панелью. Это избавляло фотографов от необходимости бить выступавшему в лицо "прямой" вспышкой (а отражать от потолка было нельзя - слишком высоко), тому не приходилось морщиться, и все получали приятные снимки с боковым освещением. Profit! Как говорится, хозяйке на заметку.